Владимир Анисимович Маханьков родился 3 апреля 1926 года, в деревне Новая Белица, Сенненского района Витебской области. Отец Анисим Евсеевич был крестьянином, мама Софья Семеновна была домохозяйкой. В 1941 году В.А.Маханьков окончил 8 классов Белецкой средней школы.
«Если армия не падает духом и не теряет патриотизма, — говорил Владимир Анисимович, — она непобедима. Такое же положение и было в семейной жизни.
А с военным делом он был знаком не понаслышке. Едва только появилось известие, что немцы напали на Советский Союз, начал помогать партизанам, а затем, в 1944 году, будучи 18-летним юношей, ушел на фронт.
Сначала служил пулеметчиком, а когда после штурма с высоты его роту разбили – в живых осталось 6 человек, Владимира перевели в разведку, назначив командиром подразделения.
Неподалеку от Берлина под его руководством был захвачен генерал СС, который согласился содействовать во взятии концлагеря Заксенхаузен. Фашисты планировали стереть это место с лица земли, дабы замести все следы, а советское командование поставило задачу во чтобы то ни стало его уберечь.
«В лагере в то время были заключены около 10 тыс. евреев и 8 тыс. людей других национальностей, — вспоминает Владимир Анисимович, — и все было под надежной охраной».
Проникнуть на территорию такого объекта казалось немыслимым, но цель была достигнута в кратчайшие сроки. Операция проводилась по согласованию с военным подразделением, чтобы на территории лагеря не велся обстрел. Плененный генерал, переводчик, командир роты и 100 человек разведки, одетые в форму эсэсовцев, прошли через шлагбаум под предлогом выполнения особых мероприятий — такое алиби давало 100% гарантию того, что о визитерах никуда не будет сообщаться.
Но малейший прокол мог стать причиной провала данной кампании. «Мы немножко понимали немецкую речь, но сами говорили плохо, поэтому избегали общения с врагом. Отработали все до мелочей, чтобы не выдать себя, создавали видимость того, что ведется какая-то подготовка. На каждую вышку поставили своего человека. Узники также не догадывались о том, что мы — русские. Это было ужасно, поскольку в лагере действовало правило: если человек в военной форме идет по территории, пленные выстраивались по команде смирно. Точно так же они вели себя в нашем присутствии», — вспоминает Владимир Анисимович.
Через двое суток прошла фронтовая полоса, и разведчики успешно передали власть, а сами ушли в направлении запада. Восьмого мая
1945-го подгруппировка была на Эльбе в районе города Торгау, где уже праздновали победу, но поскольку в Чехословакии еще продолжались боевые операции, русские не могли расслабиться. Только на следующий день пришла радостная весть о долгожданной Победе!
Но и после демобилизации Владимиру Анисимовичу предстояло отдать еще несколько лет военной службе на территории Германии.
Однажды его вызвали в комендатуру и вручили конверт, на основании содержимого которого Владимир Маханьков был назначен заседателем военного трибунала. Отслужив 6 лет вдали от родины и зарекомендовав себя с лучшей стороны, Владимир Анисимович был принят курсантом в Калининградское пограничное военное училище. После окончания училища Владимира Анисимовича направили в Хабаровский край.
Со своей второй половинкой он был знаком еще с детства — учились в одной школе на Сенненщине, потом, будучи на службе далеко от родных мест, узнал ее адрес и написал. Завязалось общение, у которого, казалось ему тогда, нет будущего: постоянные переводы по службе меняли адреса, появлялись различные преграды. Но когда Любовь Адамовна закончила учебу в Гродненском педагогическом институте, Владимир Анисимович решился сделать ей предложение. В это время он уже служил на Урале, куда впоследствии и привез молодую жену. Вместе с мужем Любовь Адамовна путешествовала долгое время, но работы по специальности у нее не было — с дипломом можно было распрощаться, он терял силу.
Тогда Владимир Анисимович принимает решение уйти со службы, поступает в техникум торговли. В поисках работы он переехал в Шадринск, где Маханьковым выделили небольшую комнатку в бараке, а ему предложили пойти на службу в милицию, в реальность воплотилась и мечта супруги — она наконец-то стала работать учителем.
Там они прожили 6 лет, получили хорошую квартиру, полностью обустроили свой быт, в семье родились две дочери. Но сердце звало на Родину. Владимиру Анисимовичу пришлось приложить немало усилий, чтобы перевестись поближе к дому.
В Витебске ветеран служил в уголовном розыске, на оперативной работе, в ГАИ, параллельно получил юридическую специальность в Московском университете.
Видя профессионализм и грамотность своего сотрудника, руководство городского управления охраны, где он работал в одно время, назначило Владимира Анисимовича начальником Первомайского отдела охраны, откуда тот и ушел на заслуженный отдых с множеством наград за безупречную службу.
О ветеране не забывали: руководящий состав Первомайского (г.Витебска) отдела Департамента охраны, областного управления регулярно поздравляли с праздниками и приглашали на торжественные мероприятия с участием личного состава как самого почетного гостя.
Владимир Анисимович любил повторять, что, несмотря на давность событий, годы не стирают воспоминаний о войне. И он, и супруга были непосредственными участниками кровавых действий, потеряли родных, друзей и сослуживцев — разве это можно забыть? Поэтому самой большой ценностью семья Маханьковых считала МИР. Коротая вечера за чашкой чая, они говорили о многом: о современной жизни, молодежи, своих детях и внуках, но были моменты, когда в воздухе нависала тишина — как дань памяти тем, кто так и не узнал о Победе».
Владимир Анисимович награжден Орденом Отечественной войны 1 и 2 степени, медалью «За отвагу», медалью «За взятие Кенигсберга», медалью «За победу над Германией», многими юбилейными медалями и знаками.

