Увидит угрозу раньше, чем она возникнет: как работает личный телохранитель

Многие представляют их супергероями из боевиков, которые в одиночку отправляют в нокаут одновременно с десяток противников. В реальности же миссия телохранителей — минимизировать риски, избежать конфликта и сделать все, чтобы другие могли оставаться в безопасности. В каких случаях может понадобиться охрана, как ее нанять и сколько это стоит — узнали, как устроен мир close protection (личной охраны).
Игорь Дударев, Артур Жарко и Тимофей Палянский постоянно повышают свои навыки.

Шутки в сторону

Для сотрудников специального отдела милиции Департамента охраны МВД Беларуси это не просто работа, а образ жизни. Их подразделение — единственное в милицейском ведомстве, которое оказывает услуги телохранителей. В Минске такая возможность появилась в 2018‑м и сразу стала востребованной, рассказывает начальник отделения особого назначения по охране физических лиц специального отдела милиции Департамента охраны МВД Беларуси Игорь Дударев:
— Заявки самые разные. Работаем по нескольким направлениям: охрана при перевозке крупных сумм денег, во время деловых встреч и переговоров, если есть угроза жизни или безопасности. Чаще всего обращаются медийные личности, предприниматели, иностранцы. Охраняли спортивные сборные из России, Израиля, Франции, не так давно работали с актером Владимиром Машковым на съемках фильма в Брестской крепости. Только за прошлый год выполнили 125 заявок.
Спрос на персональных охранников остается. Но перед тем как оказать помощь и поддержку, с заказчиком связываются и приглашают в подразделение. Это нужно, чтобы уточнить все нюансы, ведь у некоторых складывается ошибочное мнение о специфике работы, говорит Игорь Дударев: — Например, человек хочет нанять телохранителя для статуса, чтобы в его сопровождении появиться на семейном празднике или корпоративе, разыграть друга или разрешить бытовые вопросы с партнером. Когда видим со стороны заказчика несерьезность, непонимание особенностей оказываемых услуг, отказываем.

Цена безопасности

Перед заключением договора с охраняемым лицом — так сотрудники называют своего подопечного — изучаются все возможные угрозы, индивидуальные особенности охраняемого лица и базы данных в отношении него. Затем — 100‑процентная предоплата. Цена охраны — 46 рублей в час, если телохранитель работает в одиночку. Отдельно учитывается километраж, когда заказывается машина. К слову, автомобиль можно выбрать. Так же и с одеждой телохранителя: по запросу форменное обмундирование, неприметная «гражданка» или официально-деловой стиль. Что неизменно, так это оружие. Оно находится у телохранителя при каждом заступлении на службу, как и гарнитура с рацией. Игорь Дударев рассказал, чем еще всегда снаряжены сотрудники: — На случай экстренной ситуации у нас с собой турникеты — компактные жгуты для остановки кровотечения, бинты, окклюзионные пластыри, бандаж. Для досмотра помещений есть специальные стикеры. Оперативно решать практически любые задачи помогают мультитулы. Все это размещается в ячейках на техническом поясе, который специально разработали для удобства. Руки у телохранителей всегда должны быть свободны. По этой же причине они никогда не застегивают пиджак, говорит Игорь Дударев:
— Такие ляпы можно увидеть лишь в фильмах, в жизни так не работает. Мы не должны ограничивать себя в скорости принятия решений, нужен быстрый доступ к оружию — это база, которую знает каждый.

Технологии vs подготовка

В спецотдел приходят только действующие сотрудники, которые понимают специфику службы и готовы к постоянной работе над собой. Требования строгие, но выполнимые. Максимальная концентрация, физическая и огневая подготовка, психологическая устойчивость, владение боевыми приемами борьбы — все нормативы соответствуют уровню спецподразделений. Обязательно наличие водительского удостоверения. И это не всё: свои навыки парни постоянно повышают. Начальник отделения особого назначения по охране физических лиц уточняет: — Ежеквартально мы сдаем контрольные нормативы: стрельба, подтягивание, челночный бег, брусья... В конце года — итоговые занятия, где показываем финальный результат всего обучения. А одно из недавних нововведений — курсы экстремального вождения. Этим и интересна работа: есть куда расти, изучать новое. В том, что за безупречной выдержкой телохранителей скрываются не суперсилы, а часы тренировок, мы убедились на деле — примеряли на себя роль охраняемого лица.
При сопровождении человека работа сотрудников спецотдела начинается задолго до выхода его из дома. Они изучают и планируют маршрут, анализируют потенциальные угрозы, с помощью досмотровых зеркал разных калибров осматривают машину.
До автоматизма отточено каждое движение и на всем пути следования: при входе в помещение или открытии дверцы авто. Даже с развитием технологий ни один алгоритм не заменит интуицию и опыт, считает Игорь Дударев: — Мы не просто сопровождаем — создаем безопасную среду. И здесь каждая деталь имеет значение: от поведения толпы до погодных условий. Не расслабляемся ни на минуту, следим за окружающей обстановкой и готовы в любой момент среагировать. И если дело доходит до физического противостояния, значит, где-то был допущен промах. Наша задача — предотвратить угрозу, а не бороться с ней.
 
, СБ.Беларусь сегодня