Охранная деятельность под особым контролем

Небезызвестные события в минском торговом центре «Новая Европа» лишний раз показали — в обеспечении безопасности людей, охране их жизни, здоровья и имущества мелочей не бывает. Легкомысленное отношение некоторых собственников объектов и владельцев имущества к вопросам защиты от преступных посягательств, сомнительная экономия денег на обеспечении безопасности посетителей заведений является одной из причин, способствующих совершению преступлений и правонарушений.

Иногда, к сожалению, имеющих трагические последствия. Как надежно защитить себя и свое имущество? Создавать собственную службу безопасности или воспользоваться услугами Департамента охраны МВД? В соответствии с какими нормами и правилами осуществляется охранная деятельность в республике? Планируется ли тотальное усиление контроля за охранной деятельностью служб безопасности, работающих на основании специальных разрешений (лицензий)? Эти и другие вопросы внешкор «НС» адресовал начальнику Департамента охраны МВД генерал-майору милиции Сергею ХОМЕНКО.

— Сергей Николаевич, Департамент охраны не остался безучастным к произошедшим трагическим событиям в торговом центре «Новая Европа». Что сделано в рамках компетенции и предоставленных прав?

— Полагаю, стоит перед ответом на этот вопрос напомнить предысторию. В 2015 — 2016 годах в адрес названного торгового центра сотрудники департамента направили четыре информационных письма о целесообразности усиления пропускного режима, необходимости проведения инструктажей с персоналом по действиям в различных ситуациях, возможности установки тревожной кнопки для экстренного вызова наряда милиции, порядке осуществления охранной деятельности и ряде других предложений. Однако от владельцев ТЦ ответа не последовало.

Отмечу, что вопрос обеспечения безопасности посетителей торговых центров носит комплексный характер и находится в ведении сразу нескольких государственных органов. По поручению Министерства внутренних дел под эгидой Департамента охраны состоялись заседания рабочей группы из представителей различных ведомств и некоммерческого объединения «Ассоциация розничных сетей» по выработке конкретных предложений по совершенствованию обеспечения общественной безопасности на торговых объектах. Достигнуты определенные результаты, намечены основные направления совершенствования. Работа эта продолжается. Но эксперты уже сегодня сходятся во мнении: законодательно закреплен ряд возможностей для обеспечения общественной безопасности и охраны подобных объектов, и при должном внимании собственников к вопросам безопасности риск совершения подобного рода преступлений и иных правонарушений можно свести к минимуму.

— Какие возможности доступны сегодня владельцам торговых центров и продавцам розничных торговых точек в плане защиты себя и своего имущества?

— Владелец торгового центра вправе самостоятельно выбрать вид охраны на своем объекте. Для защиты имущества он может как воспользоваться нашими услугами, так и создать собственную службу безопасности. Среди индивидуальных предпринимателей, имеющих свои торговые точки и не обладающих правом получения лицензии на осуществление охранной деятельности, наиболее востребованы договоры с департаментом на охрану объектов с использованием средств и систем охраны, оказание охранных услуг по приему сигналов тревоги систем тревожной сигнализации, имеющихся на стационарных объектах юридических либо физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, и реагированию на эти сигналы.

— Вы упомянули возможность создания службы охраны для юридических лиц. Кто может претендовать на занятие охранной деятельностью?

— Данная деятельность лицензируется в Беларуси с 1991 года. Пройдя период частных структур в 1990-е годы, под видом которых зачастую действовали откровенные уголовники, в 1998 году в стране приняли нормативные правовые акты, значительно усилившие государственные позиции в сфере охранной деятельности.

Предприятия и организации получили возможность самостоятельно охранять своих штатных работников и принадлежащие им объекты (имущество) на основании лицензии. Для выдачи специальных разрешений (лицензий) на право осуществления охранной деятельности и контроля приказом объединения «Охрана» при МВД Беларуси от 29 марта 1999 года № 55 было создано лицензионно-контрольное управление. С тех пор прошло немало времени, неоднократно корректировалось законодательство, но и сейчас участие в лицензировании и контроле находится в числе задач и функций Департамента охраны.

— Уже не раз поступали предложения отказаться от регулирования охранной деятельности. Как прокомментируете?

— Подобные инициативы не учитывают главного: охранная деятельность в числе немногих, лицензирование которых осуществляется в интересах нацио-нальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод граждан. Бесконтрольность в данном вопросе может дорого стоить. Работник охраны законодательно наделен административно-властными полномочиями по применению специальных средств и физической силы, проведению досмотра вещей и документов, а в отдельных случаях даже личного досмотра. Разве не должен такой специалист соответствовать установленным требованиям? Разве не нужен контроль в данном вопросе? По-моему, ответы очевидны. Ведь недаром законодательно закреплены требования к лицам, осуществляющим охранную деятельность, их права и обязанности, ограничения.

Лицензирование направлено прежде всего на профилактику правонарушений. Контролируется, чтобы работники, которым доверено обеспечение сохранности имущества всех форм собственности, не имели судимостей, психических расстройств, не были недееспособными либо зависимыми от алкоголя и наркотических средств, не состояли на учете в органах внутренних дел в связи с противоправным поведением, не были лицами без определенного места жительства.

С 2006 года к требованиям, предъявляемым к работникам охраны, добавились отсутствие у них заболеваний или физических недостатков, препятствующих выполнению охранных функций, а также наличие профессиональной подготовки, обеспечивающей готовность к применению оружия, специальных средств и физической силы. С 2012 года установлено ограничение в отношении лиц, которым в порядке, установленном законодательством, аннулировано разрешение на хранение и ношение оружия. Лицензирование данной составляющей охранной деятельности соответствует общепринятой зарубежной практике. По этому пути идут и другие страны, например, Россия и Казахстан. Считаю, что нынешний порядок осуществления и регулирования охранной деятельности в Беларуси показал свою жизнеспособность, предпосылок для изменения проводимой государственной политики в данном вопросе нет.

— К слову об изменениях. Департамент охраны заимствует наработки зарубежных коллег?

— Безусловно, в рамках международного сотрудничества обмениваемся опытом в сфере обеспечения защиты имущества различных форм собственности. Из последних рабочих встреч отмечу визит нашей делегации в Грузию, где пообщались со стражами порядка из Департамента охранной полиции МВД. Нас заинтересовали их решения в охране стратегических объектов: аэропортов, морских портов, объектов национального достояния.

Но и у нас есть что показать гостям — материальная база, существующая организация работы по реагированию на сигналы тревоги, используемые средства и системы охраны, связи, навигационно-мониторинговая система департамента неизменно получают высокую оценку профессионалов из соседних государств.

— Возвращаясь к теме разговора, расскажите, насколько строги ограничения в сфере охранной деятельности в нашей стране.

— Законом от 8 ноября 2006 года «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» организациям, осуществляющим охранную деятельность, и их работникам запрещается осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, использовать форму одежды, установленную для воинских формирований и военизированных организаций, носить или хранить оружие и совершать деяния, ставящие под угрозу жизнь и (или) здоровье граждан, их права, свободы, честь и достоинство, имущество юридических и физических лиц, осуществлять охрану физических лиц, не являющихся работниками этих организаций и не принадлежащих этим организациям объектов, нарушать требования законодательства об участии граждан в охране общественного порядка.

Отмечу, что в рамках либерализации законодательства, регулирующего лицензирование отдельных видов деятельности, были определены случаи, когда охранная деятельность может осуществляться без получения такого специального разрешения. В большинстве же случаев для осуществления полноценной охранной деятельности с использованием всего арсенала прав и обязанностей работников ведомственной охраны требуется наличие лицензии.

К сожалению, имеются юридические лица, которые сознательно уклоняются от получения специального разрешения (лицензии) либо вовсе занимаются запрещенной деятельностью, оказывая охранные услуги другим субъектам хозяйствования. Для этого в ход идут разнообразные изощренные приемы: выхолащивание должностных инструкций сторожей, введение в штатное расписание произвольных должностей ночного дворника, дежурного администратора, заключение притворных сделок и многое другое. Отдельные занимаются установкой якобы технологического видеонаблюдения без наличия лицензии, в то время как проектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание средств и систем охраны подлежит лицензированию. При выявлении нарушений принимаем меры в соответствии с законодательством, информируем заинтересованных.

— О какой ответственности идет речь?

— За нарушение условий и правил осуществления охранной деятельности статьей 23.57 КоАП установлен размер штрафа для юридического лица — до 100 базовых величин. Следует отметить, что рассмотрение дел об административных правонарушениях по данной статье производится экономическими судами областей и Минска.

За нарушение лицензионных требований и условий осуществления охранной деятельности предусмотрена ответственность, установленная Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента Беларуси от 1 сентября 2010 года. В зависимости от тяжести нарушений это может быть требование (предписание) об устранении таковых, приостановление действия лицензии на срок до шести месяцев. В случае грубых нарушений принимается решение о прекращении действия лицензий.

— Какие из них относятся к грубым?

— Например, нарушение работниками лицензиата установленных законодательством порядка и условий проведения личного досмотра, а также условий и пределов применения и использования спецсредств и физической силы. Исчерпывающий перечень приведен в вышеупомянутом Положении о лицензировании отдельных видов деятельности. Кстати, вопрос о прекращении действия лицензии за грубые нарушения в обязательном порядке рассматриваем в присутствии лицензиата или его уполномоченного представителя, создана соответствующая комиссия.

— Давайте вернемся к контрольной деятельности. Как выбираете предприятия для проверки? Предупреждаете ли заранее о визите?

— Контрольную (надзорную) деятельность осуществляем в строгом соответствии с Указом Главы государства от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Участвуем в формировании сводного плана проверок Министерства внутренних дел, а итоговый координационный план контрольной (надзорной) деятельности субъекты хозяйствования могут отыскать на официальном сайте Комитета государственного контроля в Интернете. По требованиям законодательства о проведении плановой проверки уведомляем заранее. Относительно выбора лицензиатов для проверки отмечу, что в 2012 году Департамент охраны одним из первых начал применять при планировании и проведении проверок контрольные списки вопросов или так называемые чек-листы.

— Расскажите о них подробнее.

— Фактически это исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством и выполнение которых подлежит проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом. На практике чек-лист позволяет решить ряд очень важных задач. Например, систематизировать требования применительно к конкретному виду деятельности, упростить процедуру и сократить срок проведения проверки, исключить субъективизм со стороны проверяющих. Кроме того, благодаря ему субъекты хозяйствования могут самостоятельно отследить ситуацию по проверяемому направлению. Иными словами, проверяемая организация на основании полученного заранее чек-листа может провести некое подобие внутреннего аудита и принять корректирующие меры. И, безусловно, одна из основных задач использования чек-листа — повысить ответственность руководителя проверяемого субъекта.

— Как часто приходите на проверку к одному и тому же юридическому лицу?

— Что касается плановых проверок, то лицензиаты в сфере охранной деятельности отнесены к так называемой низкой группе риска. В этом случае проверки проводятся по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять календарных лет. Можем также проводить внеплановые проверки в установленном порядке. Назначаются они в строго определенных законодательством случаях, при наличии достаточных оснований.

— Сегодня пристальное внимание обращено на количество и обоснованность проверок субъектов хозяйствования. Как дела обстоят в сфере контроля за охранной деятельностью?

— В 2016 году по всей стране сотрудники лицензионно-контрольных подразделений провели 1015 плановых и 20 внеплановых проверок соблюдения законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий. Скажем так: это в десятки раз меньше, чем проверили иные контролирующие органы. Приоритет отдаем профилактическим мероприятиям, направленным на предупреждение нарушений условий и правил осуществления охранной деятельности, не допускаем мелких придирок к субъектам хозяйствования.

На сайте Департамента охраны и подчиненных управлений размещена необходимая информация о лицензировании охранной деятельности и типичных нарушениях, допускаемых лицензиатами. Системным стало проведение семинаров и учебных сборов с субъектами хозяйствования, осуществляющими охранную деятельность. На базе Центра повышения квалификации руководящих работников и специалистов департамента проводятся обучающие курсы для работников ведомственной охраны. При посещении объектов и территорий соискателей лицензий используем без малого 65-летний опыт службы в обеспечении сохранности имущества для выдачи рекомендаций по улучшению системы охраны товарно-материальных ценностей, усилению технической укрепленности объектов и оснащению их средствами и системами охраны.

Таким образом, делается максимум возможного, чтобы научить и подсказать, сделать всё с минимальными финансовыми вложениями и максимальной эффективностью.

— В СМИ много говорится о грядущих изменениях в части сокращения количества лицензируемых видов деятельности и в сфере контрольной (надзорной) деятельности. Насколько вы к ним готовы?

— Представители Департамента охраны принимают непосредственное участие в работе по либерализации лицензионного законодательства, подготовлены соответствующие предложения. Мы, безусловно, поддерживаем изменения, направленные на упрощение процедуры лицензирования, оптимизацию лицензионных требований и условий. Главным в этом вопросе, на мой взгляд, будет достижение баланса с точки зрения обеспечения защиты жизни, здоровья людей, соблюдения интересов национальной безопасности при осуществлении регулирования отдельных видов деятельности.

В пределах компетенции нами представлены предложения и по вопросу совершенствования контрольной (надзорной) деятельности. Планово совершенствуем профессиональный уровень своих работников, осуществляющих контрольные функции, в том числе приглашая на учебно-методические сборы с названной категорией заинтересованных специалистов представителей контролирующих органов других министерств и ведомств. Полагаю, что сложностей для работы в случае изменения законодательства, регламентирующего контрольную (надзорную) деятельность, не возникнет. Будем продолжать выполнять поставленные перед Департаментом охраны задачи.

Беседовал Сергей МОЛЧАН.

Языком статистики
За первые два месяца 2017 года по результатам представленных Департаментом охраны материалов Министерством внутренних дел выдано 118 лицензий. Отказано в выдаче специальных разрешений (лицензий), внесении изменений (дополнений) в лицензию на право осуществления охранной деятельности 15 соискателям (лицензиатам), в том числе 13 — на право осуществления работ по проектированию, монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств и систем охраны. Основная причина отказа — отрицательный результат прохождения оценки знаний работниками, которые собирались приступить к выполнению вышеперечисленных работ.

Также внесены изменения (дополнения) в специальные разрешения (лицензии) 106 лицензиатам, прекращено действие — у 32, в том числе за грубые нарушения законодательства — у трех лицензиатов, осуществляющих работы по проектированию, монтажу, наладке и техобслуживанию СиСО, в связи с прекращением осуществления лицензируемого вида деятельности — у десяти лицензиатов.