Спецзадание для спецотдела

Парни укладывали в служебный автомобиль бронежилеты, каски и другую амуницию. Далее — освидетельствование, вооружение, инструктаж и работа по маршруту. Этот наряд СОМ (специальный отдел милиции) Департамента охраны будет сопровождать автопоезда со спецгрузом. Доставить его нужно до границы с Польшей.


Каждые сутки в такие рейсы по белорусским дорогам выходит до 20 экипажей «ночных сов». Журналистам поучаствовать в сопровождении позволили впервые.

В пункт таможенного оформления Белтаможсервиса, что рядом с поселком Сеница, мы прибыли вовремя. Однако пять большегрузов, которые должны были идти под конвоем МВД, все еще находились на складе временного хранения. В общем, пару часов нам пришлось потоптать снег.

— Спецгруз, — коротко объяснил ожидание старший наряда Сергей Новицкий. — Всякое бывает. Когда выезжаем по времени, когда ждем.

Кстати, именно прапорщик Новицкий решает, в какой очередности и как будут двигаться в этой колонне большегрузные автомашины. Перед поездкой сотрудники осматривают на целостность фуры, пломбы, проверяют сохранность груза, принимают документы на него, удостоверяются в адекватности, трезвости и хорошем самочувствии шоферов, кратко инструктируют их о передвижении — и в рейс.

Андрей Вишневский.

Груз нужно доставить на белорусско–польскую границу, на погранпереход «Козловичи». Учитывая особый статус перевозимого, мы ехали в машине сопровождения. Она вела колонну. «Наш водитель — глаза старшего наряда, который обычно идет замыкающим, — командир роты милиции спецотдела Александр Куренной рассказывал о деталях. — Все следуют с определенной скоростью, на достаточно близком расстоянии. Связь между сотрудниками — по радиостанциям. Своя, скажем так, дальнобойная волна есть и у водителей».

Кстати, надо отдать должное другим автомобилистам, едущим нам навстречу и в попутном направлении. Милицейской машине с «мигалками», а следовательно, и всей колонне, уступали.


— Если предположить, — моделирую ситуацию, — что нас подрежут…

— Сотрудники среагируют и примут меры, — ответил Куренной. — Дальше конвой действует по ситуации. Нас этому обучают. Однако первое, что следует сделать в подобной ситуации, это нажать кнопку тревожной сигнализации. Она есть в каждой машине спецотдела.

Капитан Куренной показал на стенку в бардачке — там кнопка: «Там установлена и навигационная система. За передвижением служебных машин следят инспекторы дежурной части департамента, поэтому сразу узнают, где сработала кнопка, и направят на место ближайший наряд. То есть для таких случаев есть четкий алгоритм действий. Дежурные также видят, стоят машины или движутся и в каком направлении. Если они заметят, что транспорт долго стоит, то сами свяжутся с нарядом и выяснят причину».

— А если кому–то на дороге понадобится помощь? Остановитесь?

— Только в исключительных ситуациях или когда идем «пустыми». Но в любом случае сразу сообщим коллегам: на таком–то километре такой–то трассы произошло то–то.

…Остановились мы часа через четыре на охраняемой стоянке, под видеокамерами. У шоферов есть 45 минут свободного времени, и они предпочли перекусить и размять ноги. Следующая остановка уже на границе. Транспорт дальнобойщиков — по–прежнему забота «охрановцев». Кстати, сами водители говорят не только о безопасности, будучи с конвоем, но и об удобстве: «Огромный плюс в том, что сопровождаемые охраной перевозчики проходят пограничный и таможенный контроль вне очереди».

Пожелав этому экипажу спокойной дороги, мы пересели к другому. Маршрут: граница с Россией — пункт пропуска «Каменный Лог», литовское направление. Четыре машины идут из Брянска в Германию, другие пять — из Смоленска в Калининград.

«Мы работаем со всеми перевозчиками — Россия, Украина, Литва, Латвия, Польша, — еще перед поездкой вводил меня в курс начальник спецотдела милиции Андрей Вишневский. — И ценят нас в том числе за мобильность».


«Вот, смотрите, — собеседник показал на географическую карту. — Вдоль всей границы созданы подразделения: в Полоцке, Витебске, Орше, Гомеле, Бресте, Гродно, Лиде и Сморгони. Плюс центральное в Минске.

Мы обеспечиваем таможенное сопровождение, то есть ведем машины от таможни и до таможни, гарантируя, что груз не «растворится» по дороге. В обязательном порядке конвоируем алкогольную, спиртосодержащую, табачную продукцию, наркосредства и прекурсоры, драгоценности, огнестрельное оружие и боеприпасы. По заявкам клиентов ведем и другие товары, транспорт. К примеру, сопровождаем фуры с техникой, концертным оборудованием. Работали с представителями Леонтьева, Крутого, оркестров, Цирка дю Солей. Музеи часто просят конвой для экспонатов, которые отправляются на выставку в Европу. Маршрут оговаривается с заказчиком заранее. Ну а доставили груз в пункт назначения, оформили документы, пожали друг другу руки — и разошлись.

Внутри страны долгосрочные договоры с нами заключают, к примеру, ювелирные магазины. Также они могут установить на своих машинах тревожную кнопку, сигнал которой выводится в дежурную часть ДО».


…Девять автопоездов, идущих к «Каменному Логу», двигались по трассе М–6. Старший наряда, младший инспектор охраны СОМ Василий Некрашевич был в автомобиле, замыкающем колонну: «Так я могу лучше контролировать передвижение, смотреть, чтобы машины не отставали. О том, что происходит впереди, мне докладывает сотрудник–водитель. Он едет на служебном авто впереди. Остальные «охрановцы» располагаются в этой цепочке в зависимости от количества транспорта. Кстати, в сопровождении из России есть особенность: груз конвою сдают сами шоферы. Однако тоже — осмотр транспорта, проверка пломбы, заявленных в договоре госномеров ТС, паспортных данных водителей, целостность тента, рефрижератора».

Дальнобойщик Андрей Струповец говорит, что везет из Брянска в Германию водку: «В этой профессии я уже 22 года. Все же с милицией как–то спокойнее. В последнее время от коллег часто слышу: то на этой стоянке, то на той, особенно в Европе, тент порезали. Со мной, благо, подобного не случалось. На белорусских дорогах тихо… Сейчас еду в колонне первым и смотрю на сигналы идущей передо мной машины сопровождения. Показала она поворот — и я поворачиваю, зажглись впереди «стопы» — притормаживаю. Плюс эта информация передается для всех наших водителей. Ну а если нужна дозаправка или возник какой другой вопрос, они сообщают об этом старшему наряда».

Мы показали лишь несколько фрагментов из будней СОМа, а ведь многие «охрановцы» служат здесь десятки лет. Кстати, мало кто знает, что в это подразделение новичкам ходу нет, берут только подготовленных сотрудников, с минимальной выслугой три года. Из прочих требований к кандидатам, к примеру, рост от 180 см и выше, отличные физподготовка, стрельба и владение приемами самообороны. Тренировки для этих бойцов проводятся постоянно. В том числе специфические, где отрабатывается тактика действий сотрудников в особых условиях.

Комментарий

О специфике специального отдела милиции «СБ» рассказал первый заместитель начальника Департамента охраны Виктор Кулевец. Вспомнил офицер и о том, как все начиналось:

— С обретением независимости молодое государство оказалась на перекрестке транспортных путей. Через Беларусь в сопредельные страны транзитом хлынули различные грузы. Перевозчик, как мы помним, далеко не всегда был честным, стараясь в целости доставить товар из пункта «А» в пункт «Б». Становилось все больше случаев, когда автопоезда попросту не доходили до таможни, а грузы разгружались на белорусской территории. Разумеется, происходило это без уплаты налогов и таможенных пошлин, что не лучшим образом сказывалось и на экономических интересах государства.

Немало в то время было и нападений на большегрузный транспорт преступных группировок. То есть остро встал вопрос о необходимости сопровождения. Поэтому в мае 1992 года был создан отдельный моторизованный взвод милиции, который впервые стал сопровождать грузы по Беларуси. Затем появилась отдельная рота, а три года назад — и спецотдел. Сейчас наши специальные строевые подразделения, а их 9, сопровождают грузы, транспорт на договорной основе. Но только по территории своей страны. У сотрудников есть необходимое вооружение и спецсредства, новейший транспорт, оборудованный навигационно–мониторинговой системой. Только в прошлом году спецподразделения ДО конвоировали почти 10 тысяч транспортных средств с различным товаром. Ежесуточно подразделениями ДО заключается 10 — 15 договоров на охранные услуги. О профессионализме сотрудников говорит тот факт, что каких–либо посягательств на сопровождаемые ТС нет уже лет 20.

gladkaya@sb.by

Фото Сергея ЛОЗЮКА.

Советская Белоруссия № 5 (25140). Вторник, 10 января 2017