Новшества в лицензирования

26 ноября 2015 г. Главой государства был подписан Указ № 475 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь» (далее — Указ), основные положения которого вступили в силу с 1 марта 2016 г. Указ затрагивает, в том числе вопросы лицензирования: как общие, так и отдельных видов деятельности.

Общие вопросы лицензирования

Указ закрепляет критерии отнесения видов деятельности к лицензируемым. Так, в соответствии с частью второй пункта 1 новой редакции Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом (далее — Положение), к лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может создать угрозу нанесения ущерба интересам национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения и охраны окружающей среды и регулирование которых не может быть обеспечено иными методами, кроме как лицензированием.

Также Указ определяет, какие требования не могут быть отнесены к лицензионным требованиям. Абзац третий пункта 2 Положения, в котором дано определение понятия «лицензионные требования и условия», дополнен нормой о том, что к лицензионным требованиям и условиям не могут быть отнесены:

— требования о соблюдении законодательства в соответствующей сфере деятельности в целом;

— требования законодательства, соблюдение которых является обязанностью любого субъекта хозяйствования;

— требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

— требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.

Закреплено понятие обособленного подразделения, под которым понимается филиал и (или) иное расположенное вне места нахождения юридического лица обособленное подразделение юридического лица, статус которого определен законодательством, учредительными либо иными организационно-распорядительными документами этого юридического лица (абзац седьмой пункта 2 Положения).

Также законодательный акт Президента Республики Беларусь вводит новые понятия, такие как:

— письменное уведомление соискателя лицензии (лицензиата) о принятом решении по вопросам лицензирования;

— решение по вопросам лицензирования.

Под письменным уведомлением соискателя лицензии (лицензиата) о принятом решении по вопросам лицензирования понимается вручение лицензирующим органом соискателю лицензии (лицензиату) или его уполномоченному представителю под роспись либо направление соискателю лицензии (лицензиату) по почте заказным письмом с заказным уведомлением о получении или по электронной почте в виде электронного документа уведомления о принятом решении по вопросам лицензирования (абзац девятый пункта 2 Положения).

Отметим, что в случае направления соискателю лицензии (лицензиату) уведомления о принятом решении по вопросам лицензирования по почте либо в виде электронного документа такое уведомление направляется соответственно:

— по последнему известному лицензирующему органу почтовому адресу;

— по адресу местонахождения (регистрации по месту жительства);

— на последний известный лицензирующему органу адрес электронной почты соискателя лицензии (лицензиата).

Уведомление о принятом решении по вопросам лицензирования считается полученным соискателем лицензии (лицензиатом) по истечении 3 рабочих дней со дня его направления (часть вторая пункта 8 Положения).

Что же касается понятия «решение по вопросам лицензирования», то им является решение лицензирующего органа о выдаче (отказе в выдаче) специального разрешения (лицензии) (далее — лицензия), внесении (отказе во внесении) в нее изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновлении, прекращении действия, аннулировании лицензии (абзац одиннадцатый пункта 2 Положения).

Указ предоставляет возможность обращения соискателя лицензии (лицензиата) в лицензирующий орган для осуществления лицензионных процедур посредством направления необходимых документов по почте или в виде электронного документа. С 1 марта 2016 г. заявление с прилагаемыми документами о выдаче лицензии, получении дубликата лицензии, внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, а также уведомление о принятии лицензиатом решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности может представляться в лицензирующий орган лично соискателем лицензии (лицензиатом) или его уполномоченным представителем либо направляться соискателем лицензии (лицензиатом) по почте заказным письмом с заказным уведомлением о получении или в виде электронного документа (часть первая пункта 10-1 Положения).

При этом личное представление указанных в части первой пункта 10-1 Положения документов осуществляется соискателем лицензии (лицензиатом) либо его уполномоченным представителем с одновременным предъявлением:

— документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего полномочия руководителя юридического лица, при подаче документов руководителем юридического лица. Документом, подтверждающим полномочия руководителя юридического лица, может быть приказ о назначении на должность руководителя; выписка из решения общего собрания, правления либо иного органа управления юридического лица; трудовой договор (контракт) или гражданско-правовой договор;

— документа, удостоверяющего личность, и доверенности, выданной иностранной организацией, при подаче документов руководителем представительства иностранной организации;

— документа, удостоверяющего личность, и доверенности при подаче документов уполномоченным представителем соискателя лицензии (лицензиата).

Направление указанных в части первой пункта 10-1 Положения документов по почте или в виде электронного документа осуществляется соискателем лицензии (лицензиатом) с приложением к ним:

1) для юридического лица:

— сведений о его руководителе. К таким сведениям относятся:

фамилия, собственное имя, отчество (при его наличии);

данные документа, удостоверяющего личность (серия (при наличии), номер, когда и кем выдан, регистрация по месту жительства);

— документа (его копии), подтверждающего полномочия руководителя юридического лица (приказ о назначении на должность руководителя, или выписка из решения общего собрания, правления либо иного органа управления юридического лица, или трудовой договор (контракт), или гражданско-правовой договор);

2) для иностранной организации:

— сведений о руководителе представительства иностранной организации. К таким сведениям относятся:

фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется);

данные документа, удостоверяющего личность (серия (при наличии), номер, когда и кем выдан, регистрация по месту жительства, месту фактического временного пребывания);

— доверенности (ее копии), выданной ему иностранной организацией.

При этом в случае непредставления всех необходимых документов по почте либо в виде электронного документа мотивированный отказ в приеме заявления также направляется по почте либо на адрес электронной почты не позднее 3 дней с момента поступления заявления в лицензирующий орган.

В связи с внесенными Указом изменениями и дополнениями с 1 марта 2016 г. в выдаче лицензии отказывается в случае нахождения соискателя лицензии в процессе ликвидации (прекращения деятельности) либо экономической несостоятельности (банкротства). Исключением будет только случай нахождения субъекта хозяйствования в процедуре санации. В этом случае выдача лицензии допускается.

Комментируемым нормативным правовым актом закрепляется приоритет норм международного договора, регулирующих вопросы лицензирования. Пунктом 13-1 Положения определено, что если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Положении, то применяются правила международного договора.

Указом сокращается количество документов, представление которых необходимо для получения лицензии. В частности, с 1 марта 2016 г. нет необходимости представлять копии учредительных документов юридического лица, документа, свидетельствующего о проведении государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя (исключен подпункт 15.2 пункта 15 предыдущей редакции Положения).

Наиболее важным изменением в порядке лицензирования является то, что Указом устанавливается бессрочное действие лицензий. Лицензия будет действовать со дня принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче. При этом срок действия лицензии ограничиваться не будет. Напомним, что в настоящее время срок действия лицензии составляет не менее 5 и не более 10 лет.

Пунктом 2 Указа предусмотрено, что все лицензии, действительные на дату официального опубликования Указа, то есть на 28 ноября 2015 г., сроком действия также не ограничиваются. Из этого следует, что срок действия таких лицензий продлеваться не будет, они продолжают действовать далее уже бессрочно.

Указ предоставляет право реорганизованному юридическому лицу при реорганизации лицензиата осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии.

Новая редакция части первой пункта 70 Положения предусматривает, что при реорганизации лицензиата — юридического лица в форме преобразования или выделения другого юридического лица вновь созданное юридическое лицо сможет продолжить деятельность на основании ранее выданной лицензии реорганизованному юридическому лицу, просто внеся в нее изменения и дополнения в установленном порядке. Предусматривается месячный срок для внесения таких изменений и дополнений. Напомним, что в настоящее время юридическое лицо, сменившее организационно-правовую форму, должно получить новую лицензию.

Указом изменяются и основания прекращения лицензии. В настоящее время действие лицензии прекращается по истечении срока, на который она выдана, либо по решению лицензирующего органа или суда.

Пункт 83 Положения изложен в новой редакции. Согласно нововведениям действие лицензии прекращается:

— в случае ликвидации (прекращения деятельности) лицензиата — юридического лица;

— по решению лицензирующего органа либо суда о прекращении действия лицензии.

Таким образом, Указ гарантирует, что прекращение действия лицензии в случае ликвидации (прекращения деятельности) лицензиата — юридического лица не требует принятия решения лицензирующего органа.

Указом вносятся изменения и в порядок прекращения действия лицензии.

Так, например, вопрос о прекращении действия лицензии в случае повторного либо грубого нарушения лицензиатом законодательства о лицензировании, лицензионных требований будет рассматриваться лицензирующим органом в присутствии лицензиата либо его уполномоченного представителя. Лицензиату не позднее 5 рабочих дней до рассмотрения подобного вопроса будет направлено уведомление с указанием места и времени рассмотрения, а также оснований для прекращения действия лицензии (части первая и вторая пункта 85-1 Положения).

В соответствии с частью первой пункта 3 Указа юридические лица обязаны до 1 июня 2016 г. обеспечить выполнение новых лицензионных требований и условий, предусмотренных Указом, если такие требования и условия изменяются в отношении их вида деятельности, а также представить в лицензирующие органы информацию о соблюдении таких требований.

Следует подчеркнуть, что у юридических лиц, осуществляющих деятельность на основании лицензий, действительных по состоянию на 28 ноября 2015 г., не возникает необходимости с 1 марта 2016 г. вносить изменения и (или) дополнения в имеющиеся у них лицензии. Внесение изменений и (или) дополнений в соответствии с Указом в лицензии производится при внесении в них иных изменений и (или) дополнений либо выдаче их дубликата после 1 марта 2016 г. (часть первая подпункта 3.2 пункта 3 Указа).

Бланки лицензий, изготовленные до 1 марта 2016 г., допускается использовать при условии внесения в них сведений в соответствии с изменениями, предусмотренными Указом (пункт 4 Указа).

Лицензирование охранной деятельности

Указом внесены изменения в требования по лицензированию охранной деятельности (корректируются перечень лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателю лицензий, лицензиату, пакет документов, необходимый для выдачи лицензий, а также перечень грубых нарушений законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий деятельности).

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ОСНОВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

В ЧАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,

СВЯЗАННЫХ С ИЗДАНИЕМ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ОТ 26.11.2015 № 475 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

 

До 1 марта 2016 г. С 1 марта 2016 г.
<фрагмент не существовал> 380-1. Заявление (с прилагаемыми к нему в соответствии с Положением документами) о выдаче лицензии, получении дубликата лицензии, внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, уведомление об устранении нарушений, повлекших за собой выдачу требования (предписания) об устранении выявленных нарушений или приостановление действия лицензии, а также уведомление о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности представляются соискателем лицензии (лицензиатом) в Департамент охраны Министерства внутренних дел (далее — Департамент охраны).

380-2. Департамент охраны в соответствии с Положением:

принимает указанные в пунктах 380-1 и 380-3 Положения документы в порядке, предусмотренном Положением;

извещает соискателя лицензии (лицензиата) о принятых в отношении его лицензирующим органом решениях;

выдает оформленные в установленном порядке лицензии их соискателю (лицензиату);

формирует и ведет реестр лицензий, предоставляет содержащиеся в нем сведения;

рассматривает вопрос о прекращении действия лицензии в порядке, установленном Положением, и направляет соответствующие предложения в Министерство внутренних дел.

380-3. В случае вынесения лицензиату требования (предписания) об устранении выявленных нарушений сообщения о факте вынесения такого требования (предписания), а также результатах оценки устранения указанных в нем нарушений представляются вынесшим это предписание контролирующим (надзорным) органом в Департамент охраны.

380-4. Документы (их копии), представленные соискателем лицензии (лицензиатом) для получения лицензии, внесения в нее изменений и (или) дополнений, другие документы, относящиеся к лицензированию деятельности лицензиата, хранятся в Департаменте охраны.

При прекращении действия, аннулировании лицензии, оформлении лицензии на новом бланке лицензиат обязан в порядке, установленном  Положением, сдать ранее выданную ему лицензию (ее дубликат) в Департамент охраны.

наличие на балансе средств индивидуальной защиты, приборов, оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

наличие в штате не менее 3 работников с необходимой в соответствии с законодательством для осуществления заявленной лицензируемой деятельности квалификацией, прошедших оценку знаний в установленном Министерством внутренних дел порядке, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы (на каждую заявленную работу и (или) услугу, составляющую лицензируемую деятельность, для каждого обособленного подразделения, в том числе филиала).

наличие на балансе соответствующих обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов средств индивидуальной защиты, приборов, оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

наличие в штате не менее 3 работников с необходимой в соответствии с законодательством для осуществления заявленной лицензируемой деятельности квалификацией, прошедших оценку знаний в установленном Министерством внутренних дел порядке, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы (на каждую заявленную работу и (или) услугу, составляющую лицензируемую деятельность, для каждого обособленного подразделения).

соблюдение требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, регулирующими лицензируемую деятельность; соблюдение требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, в том числе обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов, регулирующими лицензируемую деятельность;
соблюдение исключительного права государства на охрану объектов, подлежащих в соответствии с законодательством обязательной охране Департаментом охраны Министерства внутренних дел; соблюдение исключительного права государства на охрану объектов, подлежащих в соответствии с законодательством обязательной охране Департаментом охраны;
соблюдение установленных законодательством порядка и условий оборудования объектов, подлежащих обязательной охране Департаментом охраны Министерства внутренних дел, средствами и системами охраны, а также требований к видам и типам устанавливаемых на них средств и систем охраны; соблюдение установленных законодательством порядка и условий оборудования объектов, подлежащих обязательной охране Департаментом охраны, средствами и системами охраны, а также требований к видам и типам устанавливаемых на них средств и систем охраны;
ведение учета и обеспечение хранения проектов, актов обследования (или их копий) на период срока эксплуатации средств и систем охраны в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов; ведение учета и обеспечение хранения проектов, актов обследования (или их копий) на период срока эксплуатации средств и систем охраны в соответствии с обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов;
осуществление согласования технического задания на проектирование системы охраны, основных технических решений по системам охраны, согласования (экспертизы) проектной документации на техническую систему охраны, входного контроля технических средств в Департаменте охраны Министерства внутренних дел в соответствии с законодательством; осуществление согласования технического задания на проектирование системы охраны, основных технических решений по системам охраны, согласования (экспертизы) проектной документации на техническую систему охраны, входного контроля технических средств в Департаменте охраны в соответствии с законодательством;
сведения о наличии на балансе средств индивидуальной защиты, приборов, оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

список работников, которые будут осуществлять лицензируемую деятельность, с указанием фамилии, собственного имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность (серия (при наличии), номер, когда и кем выдан, регистрация по месту жительства), образования, специальности, должности, квалификационного разряда и сведений о трудовом стаже;

сведения о наличии на балансе соответствующих обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов средств индивидуальной защиты, приборов, оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

список работников, которые будут осуществлять лицензируемую деятельность, с указанием фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется), данных документа, удостоверяющего личность (серия (при наличии), номер, когда и кем выдан, регистрация по месту жительства), образования, специальности, должности, квалификационного разряда и сведений о трудовом стаже;

384. До принятия решения по вопросам лицензирования Министерство внутренних дел вправе провести оценку и (или) назначить проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям и условиям в целях: 384. До принятия решения по вопросам лицензирования Департамент охраны вправе провести оценку и (или) назначить проведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии (лицензиата при обращении в лицензирующий орган с заявлением о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений) лицензионным требованиям и условиям в целях:
нарушение исключительного права государства на охрану объектов, подлежащих в соответствии с законодательством обязательной охране Департаментом охраны Министерства внутренних дел;

совершение лицензиатом, его обособленным подразделением, в том числе филиалом, работниками лицензиата действий, установленных в статье 10 Закона Республики Беларусь «Об охранной деятельности в Республике Беларусь»;

нарушение исключительного права государства на охрану объектов, подлежащих в соответствии с законодательством обязательной охране Департаментом охраны;

совершение лицензиатом, его обособленным подразделением, работниками лицензиата действий, установленных в статье 10 Закона Республики Беларусь «Об охранной деятельности в Республике Беларусь»;

нарушение установленных законодательством порядка и условий оборудования объектов, подлежащих обязательной охране Департаментом охраны Министерства внутренних дел, средствами и системами охраны, а также требований к видам и типам устанавливаемых на них средств и систем охраны;

нарушение работниками лицензиата, его обособленного подразделения, в том числе филиала, установленных законодательством порядка и условий проведения личного досмотра, а также условий и пределов применения и использования этими работниками оружия, применения ими специальных средств и физической силы;

выполнение работ и (или) оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность, работниками, не соответствующими требованиям, указанным в абзаце третьем подпункта 382.1 пункта 382  Положения.

нарушение установленных законодательством порядка и условий оборудования объектов, подлежащих обязательной охране Департаментом охраны, средствами и системами охраны, а также требований к видам и типам устанавливаемых на них средств и систем охраны;

нарушение работниками лицензиата, его обособленного подразделения установленных законодательством порядка и условий проведения личного досмотра, а также условий и пределов применения и использования этими работниками оружия, применения ими специальных средств и физической силы;

оказание услуг, составляющих лицензируемую деятельность, работниками, не соответствующими требованиям, указанным в абзаце третьем подпункта 382.1 пункта 382 Положения.