photo_2022-10-14_10-03-16 (2)

За турникет попасть не удалось

Вопрос безопасности в учреждениях образования сегодня стоит как никогда остро. Реализован комплекс организационных мер и технических решений, препятствующих доступу туда посторонних. Насколько надежна эта система защиты, корреспондент «НС» проверил на себе, разыграв различные сценарии

photo_2022-10-14_10-03-16 (3)

Первая попытка

Легенда, по которой автор этих строк по согласованию с представителями Департамента охраны попытался проникнуть в СШ № 61,была такова: якобы бывший ученик выразил желание пообщаться с педагогами.

Возле турникета посетителя встретил милиционер батальона милиции Первомайского (Минск) ОДО Максим Лозко. Поздоровавшись, сержант милиции поинтересовался целью визита. На просьбу пройти внутрь, чтобы увидеться с учителем истории, сразу последовал вопрос: «Вы договаривались о встрече?» Получив отрицательный ответ, сотрудник охраны обратил внимание: во время учебного процесса отвлекать преподавателей нельзя.

Решив повысить ставки, я требовательным тоном заявил о намерении поговорить с другим учителем. На что получил рекомендации: во-первых, взять себя в руки, а во-вторых, связаться с нужным человеком по телефону. Но в любом случае встреча должна состояться за пределами учебного заведения. После этого, не дав времени опомниться, сержант милиции попросил незваного гостя покинуть школу. А еще предупредил: если попытки проникнуть внутрь здания повторятся, на место прибудет группа задержания и разбирательства продолжатся в ближайшем подразделении органов внутренних дел. Пришлось ретироваться.

photo_2022-10-14_10-03-15

Вторая попытка

В соответствии со следующим сценарием журналисту в образе встревоженного отца предстояло найти сына, якобы учащегося филиала Минского государственного автомеханического колледжа имени академика М. С. Высоцкого, который не отвечал на звонки и сообщения в мессенджерах.

На посту учреждения образования вежливым вопросом «Чем могу помочь?» визитера встретил милиционер батальона милиции Заводского (Минск) ОДО Алексей Тетерин. Изложив подготовленную загодя легенду, я потребовал пропустить меня внутрь, чтобы «разыскать ребенка». На что старший сержант милиции пояснил: доступ в учебное заведение посторонним запрещен. В то же время сотрудник попросил назвать фамилию юноши и группу, в которой тот учится, дабы самостоятельно связаться с педагогом и выяснить, все ли в порядке.

Назвав вымышленные данные, как и в первом случае, принялся имитировать негодование: «Что значит посторонний? Впустите меня не-медленно!..» На агрессивное поведение визитера представитель охраны отреагировал без лишних эмоций, пытался объяснить, что поможет ему найти сына, но для этого надо успокоиться, выяснить подоплеку произошедшего.

Впоследствии, зайдя за турникет, старший сержант милиции попросил разрешения ознакомиться с содержимым сумки гостя, мол, не стоит тратить на это время, когда придет учитель. Затем проверил посетителя с помощью металлодетектора. А вскоре в вестибюле появились экипированные сотрудники группы задержания. Когда постовой успел вызвать подмогу, нажав тревожную кнопку, я даже не заметил. На все про все ушло не более трех минут.

DSC_6793_новый размер

— Совместно с представителями Министерства образования продолжаем совершенствовать систему безопасности в учебных заведениях. Внедрен комплекс первоочередных мероприятий, которые включают в себя ряд составляющих.

Первая — инженерные сооружения. К ним относятся ограждения, ворота, калитки, контроль за въездом транспорта. Вторая – технические средства, в частности система видеонаблюдения. Данные устройства впоследствии должны стать камерами общественной безопасности с тенденцией развития аналитических возможностей. Третья — блокировка дополнительных входов и выходов электронными замками либо организация вывода сигнала на ПЦН. Ежемесячно анализируем ситуацию во всех учебных заведениях страны, рассматриваем, какие мероприятия выполнены, а какие еще предстоит реализовать. По итогам информируем Министерство образования.

Особое внимание уделяем работоспособности пропускных систем. В дальнейшем предполагается наладить их взаимодействие с аналитической системой самого учреждения образования.

В первом полугодии 2023-го на базе департамента и всех областных управлений появятся центры общественной безопасности, куда будут поступать сигналы с видеокамер, установленных в учебных заведениях и на прилегающей территории. Предполагается, что контроль за обстановкой станет постоянным, при виде подозрительных лиц или оставленных без присмотра предметов сотрудники оповестят наряд группы задержания.

Также в учреждениях образования продолжается замена сторожевого состава на милицейский. Очевидно, в этом случае надежность охраны объекта гораздо выше. Поэтому станем и дальше внедрять подобную практику в стране, но это не значит, что откажемся от услуг сторожей. Каждый из них обеспечен мобильной тревожной кнопкой, просматривает записи системы видеонаблюдения и при малейших опасениях вызывает на место группу задержания. Кстати, сейчас в случае необходимости во все учебные заведения выбывают два наряда.

Ожидается еще одна новинка: АРМ ОДС успешно прошло апробацию и будет внедряться во всех подразделениях. Это позволит дежурному синхронизировать изображение с установленных в учреждениях образования видеокамер с планшетом

photo_2022-10-14_10-03-16

Третья попытка

Чтобы попасть в здание Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка, прихватил с собой приглашение на семинар.

Войдя внутрь, сразу устремился к турникету, но был остановлен вахтером. Бдительная женщина поинтересовалась, куда так тороплюсь. Продемонстрировав загодя подготовленную бумагу, сообщил, что опаздываю на мероприятие, на котором должен выступать.

Дежурная попросила ненадолго задержаться, чтобы проверить, где оно проходит. Сверившись со списком, подчеркнула: ничего подобного в стенах учебного заведения не планировалось, видимо, произошла ошибка. Пришлось разыграть недоумение и снова настойчиво потребовать пропустить меня, дескать, знаю, куда идти.

В этот момент возле нас появился милиционер батальона милиции Московского (Минск) ОДО младший сержант милиции Антон Гудько. Для уточнения причины диалога на повышенных тонах пришлось вновь повторить свою историю. После этого сотрудник охраны попросил вахтера еще раз проверить список семинаров, а после уточнить информацию в деканате.

Она ожидаемо не подтвердилась. Увидев недовольство на моем лице, милиционер настоятельно порекомендовал связаться с организаторами мероприятия и проводил до выхода.

Александр СЕРГЕЕВ. Фото Александры ВОЙТЕШКО