Общаясь с этим человеком, невольно возникает ощущение – гений своего времени. Валентин Константинович ЛИПЕНЬ — полковник милиции в отставке.
Технический склад ума, аналитические способности, большой опыт международных командировок, общение с заказчиками и умение собрать единомышленников позволило создать уникальную автоматизированную систему охраны, которая на несколько десятков лет стала азбукой для каждого сотрудника техслужбы. Совершенный им вместе с союзниками технический переворот стал уникальной страницей в истории всей службы охраны.
Справка: Валентин Константинович родился 9 апреля 1941 года. Службе в охране посвятил 33 года. В органах внутренних дел — с октября 1968 года. Начинал свою службу с должности старшего инспектора-инженера, затем был заместителем, а в 1976 стал начальником отдела технических средств Управления вневедомственной охраны. Изобретатель автоматизированной системы охранной сигнализации «Алеся». Награжден Почетной грамотой Совета Министров Республики Беларусь. В 2001 году вышел на пенсию с должности заместителя начальника объединения «Охрана» при МВД.
— В период моей службы коллектив вневедомственной охраны был квалифицированный и человечный, было много участников Великой Отечественной войны — люди выдержанные, компетентные, с которыми можно было обсудить любой вопрос, на своем жизненном опыте они учили нас. Остепенили и сделали рассудительным, научили ценить каждого человека. В то время работать в сфере безопасности было очень сложно. После работы с техникой (Валентин Константинович начинал работу в телеателье) пришлось постигать основы управления. Сигнализация в то время была примитивная – оклейка и датчик, — вспоминает Валентин Константинович.
Позже появились контактные датчики, которые вместо оклейки ставили на витрины окон. При преодолении сверхзвукового барьера пролетающего самолёта – 90% объектов срабатывало. А нарядам, ввиду невозможности закрытия, методом патрулирования, приходилось их охранять. Позже – появились так называемые «объемники», которые стоили очень дорого, один извещатель 1600 рублей (в то время машина стоила 5 тыс.). Безопасность государственного имущества в основном обеспечивалась стационарными и патрульно-постовыми службами. Первой удаленной системой стал пульт управления «Нева-60», затем «Сирена-1М», «Нева-10», «Нева-10М», «Центр-М», «Циклон».
— Нужно было не только знать их в совершенстве, но и научить эффективно использовать в полевых условиях. Поэтому из командировок не выбирался. – Все системы от самых примитивных до современных, прошли через мои руки. «Спицы», тонкая медная проволока, ударно-контактный, ультразвуковой, радиоэлектрический, магнитный и фотоэлектрический датчики, емкостные извещатели, — перечисляет ветеран. — Все было…
После распада великого государства морально устаревшие централизованные системы безопасности были упразднены. А все попытки развивать новые были отложены.
«Главные единомышленники – моя техническая служба»
— Мне ничего не оставалось делать, как взять ситуацию в свои руки. В то время руководитель объединения «Охрана» при МВД генерал-майор милиции Юрий Тарабрин поручил мне, начальнику технического отдела, разработать эффективную автоматизированную систему.
Талантливые подчиненные и В.Липень мечтали сделать то, что возможно, никто в странах бывшего Советского Союза не делал. Взялись за создание автоматизированной системы охраны четыре института. Специалист изучал детально системы охраны и системы охраны банков во всем постсоветском пространстве.
— Тогда мы начали создавать систему с учетом их опыта. Сначала нашли производственное объединение «Агат» (главный инженер Леонид Гончарик) для разработки нашей системы. При этом начальник лаборатории Анатолий Матусевич поставил необычное условие: заказчик должен сам предложить структурную схему и технические требования для каждого узла. С учетом ошибок России и Украины начал создавать структурные схемы. Все решения принимались на заседании технического совета, где вырабатывали единый подход.
Система состоялась в 1994 году. Первая модель-прототип произвела впечатление как по цене, так и по слишком большим габаритам. Валентин Константинович настоял на поиске оптимального варианта. В результате в 1994 году во Фрунзенском отделе охраны появилась уникальная «Алеся». Учли, что в то время начальник подразделения полковник милиции Иван Шаматенко уже имел опыт подобной работы: ранее здесь дали путевку в жизнь системе «Комета». Райотдел милиции к тому же возглавлял активный сторонник компьютеризации полковник милиции Петр Шкут, который потом встал у руля городского отдела охраны. Взяли под охрану несколько объектов. Показывали, отрабатывали, разъясняли, учили людей. Недочеты корректировали и устраняли.
Система была сырая и дорабатывалась в процессе опытной эксплуатации. Предполагалось, что систему начнут внедрять, когда подключат 600 объектов, но все случилось намного раньше. В октябре 1995 года Ленинский (Бреста) отдел охраны оснастили первым. Теперь уже хорошо известной «Алесей». К всеобщей радости все завершилось успешно. Таким образом на разработку ушло всего чуть более трех лет, что было огромным достижением.
Почему «Алеся»?
Разработчики долго думали над тем, как же назвать эту легендарную систему. «Вихрь», «Щит», «Оборона», «Комета», «Венера». Предложений было множество. Кто-то из заместителей поинтересовался у идейного вдохновителя разработки системы, экс-главы службы охраны генерал-майора милиции Юрий Тарабрина: «Как зовут вашу внучку?». В некотором смысле прообразом «первой леди охраны» стала девочка с красивым и добрым именем Алеся.
— В этом знаковом имени есть что-то магическое. Через два года у меня тоже родилась внучка и назвали ее Алеся, – с улыбкой признается ветеран. – с тех пор как мы дали имя нашей разработке, переход и внедрение системы пошел «как по маслу».
В 1995 году начальник объединения «Охрана» при МВД генерал-майор милиции Александр Щурко на коллегии МВД вынес вопрос, чтобы документально оформить переход на АСОС «Алеся». Так начался постепенный переход на автоматизированную систему охраны. На стадии разработки НТ ЗАО «Аларм» разработал приборы, которые могли работать на старой и на новой системе. Это решение позволило плавно обеспечить переход объектов:
— Автоматизированной наша система стала благодаря тому, что снятие и прием осуществлялся автоматически, на верхнем и на нижнем уровне. Нам удалось обеспечить перевооружение без ЧП, так как заранее предусмотрели переход через переходное устройство.
А еще, наряду с «Алесей» разрабатывали систему контроля угона транспорта, в то время был пик угонов машин, сделали приставку, которой оборудовали автомобиль охранной сигнализацией, демонстрировали как происходит поиск транспорта, однако это не нашло применения, поскольку на законодательном уровне приняли соответствующие документы, устанавливающие запрет на реализацию автозапчастей без документов. Таким образом, процедура по разбору угнанного транспорта прекратилась. Система не пошла на стадии опытной разработки.
Интересный факт
В 1995 году машины службы охраны значительно преобразились. Автомобили групп задержания перекрасили в отличительные цвета, службу назвали – Объединение «Охрана» при МВД. Позже разработали и утвердили геральдический символ. Первая версия символики не имела привязки к службе и тогда Валентин Константинович предложил разместить сову с ключом в клюве, а на синем фоне – сигналы радиоволн. Предложение приняли и сегодня недремлющая сова украшает форму охрановцев, служебные автомобили и наградные знаки.
— Сегодня радуюсь каждой нашей проезжающей машине – вот моя сова поехала. Система «Алеся» будет новая, а сова останется. И я рад что внес свой вклад в символику охраны, — подытожил В. Липень.







