В этом году Мингоруправление ДО МВД приняло под защиту объекты столичной подземки
Они относятся к категории повышенной опасности, в первую очередь из-за большого скопления людей, сложности подъездных путей и многочисленных выходов. Поэтому в департаменте предъявляют особые требования к безопасности метрополитена: внедряются новые виды программного обеспечения, применяются различные формы и способы защиты. Сотрудники нацелены на предотвращение любых противоправных посягательств.
Подробнее об этом рассказал первый заместитель начальника Минского городского управления ДО — начальник отдела милицейской, военизированной и сторожевой охраны полковник милиции Иван Трусевич:
— В 2024 году по сигналам тревоги, поступившим с объектов метрополитена, сотрудники выбывали более 180 раз. Чаще всего выезжали на станцию «Могилевская». За истекший период выявили свыше 30 правонарушений.
Все станции оснащены кнопками тревожной сигнализации. Целенаправленная работа по оборудованию этими техустройствами проходила постепенно. Начали с расположенных на конечных пунктах, куда съезжается наибольшее количество пассажиров. Поэтому системы досмотра и пропуска должны функционировать в усиленном режиме во избежание проноса запрещенных предметов. Постепенно внедрили данные решения и на остальных станциях.
— Механизм практически сразу доказал результативность, — подчеркивает собеседник. — К примеру, на станции «Могилевская» мужчина задел находившихся рядом парня с девушкой, завязалась словесная перепалка, а затем — драка. Как оказалось, все участники конфликта были нетрезвыми. Работники метрополитена воспользовались кнопкой тревожной сигнализации, и уже через несколько минут на место прибыл наряд Заводского ОДО и задержал дебоширов. Возбуждено уголовное дело за хулиганство.
Еще одно противоправное деяние пресекли сотрудники Центрального отдела охраны, отреагировавшие на срабатывание тревожной сигнализации на станции «Немига». По пути на работу у гражданки возник конфликт с другой прохожей: разозлившись, минчанка разбила лампадки у мемориала «Розы». Внезапный порыв гнева также довел ее до уголовной статьи.
А однажды в лифт в подземке зашел нетрезвый прохожий, который заблокировал кабинку, расположился на полу и решил отдыхать там до утра. Но группа задержания нарушила его планы.
— Работаем в единой связке со службой безопасности метрополитена, — объясняет полковник милиции. — Наши коллеги контролируют обстановку, проводят выборочный досмотр багажа и ручной клади, а в случае выявления запрещенных предметов или возникновения нештатных ситуаций нажимают кнопку тревожной сигнализации.
Далее события развиваются по отработанной схеме. Посредством камер видеонаблюдения сотрудник ОДС оценивает обстановку, чтобы решить, достаточно ли одной группы задержания или необходима помощь других нарядов. Камеры в подземке подключены к республиканской системе мониторинга общественной безопасности и обладают функцией распознавания лиц. Даже если злоумышленнику удастся затеряться в толпе, траекторию движения отследят, и его задержат в ближайшей точке появления.
К слову, вскоре так называемые тревожные кнопки установят и в вестибюлях новых станций столичной подземки.
По словам инспектора службы безопасности и охраны третьей линии Минского метрополитена Сергея Пузика, за годы работы у его коллег сформировался багаж знаний и профессиональное чутье для выявления подозрительных пассажиров:
— Одежда не по погоде, громоздкие сумки или нехарактерные движения — все это вызывает подозрения и побуждает прогнозировать поведение человека, движущегося в толпе, просчитывать его возможные дальнейшие действия. Если потенциальный правонарушитель вдруг начнет вести себя агрессивно, в считаные минуты подоспеет помощь в лице группы задержания.
Как в свою очередь отмечает начальник службы безопасности Минского метрополитена Дмитрий Довнар, если при сканировании вещей пассажира обнаружен запрещенный предмет, лента прибора блокируется, багаж остается внутри. При подозрении на наличие оружия или боеприпасов работники сразу нажимают кнопку тревожной сигнализации. Наряд милиции прибывает в течение трех — пяти минут.
Сведения о предметах, запрещенных к проносу на станции, размещены на информационных табличках в вестибюлях и на сайте метрополитена. Кстати, эти требования в том числе касаются петард, фейерверков и других пиротехнических изделий, которые горожане сейчас активно покупают в преддверии новогодних праздников.
— При обнаружении данных предметов в багаже наряд милиции вызывать не будут, но и на станцию не пропустят, — уточняет Д. Довнар. — Не получится пройти и по поддельным проездным документам — это уголовно наказуемое деяние.
Недавно на станции метро «Площадь Якуба Колоса» инспекторы службы безопасности и охраны метрополитена остановили пассажира с недействительным документом. Оказалось, пассажир решил приписать себе инвалидность. Его передали сотрудникам группы задержания для дальнейшего разбирательства.
А вы знали, что…
•Минский метрополитен был открыт 29 июня 1984-го.
•В настоящее время насчитывается 33 станции.
•В 40% случаев для перемещений по столице горожане и гости мегаполиса среди прочего городского транспорта отдают предпочтение подземке.
•Ежегодный объем перевозки пассажиров достигает 300 миллионов человек, а среднесуточный — около 800 тысяч.
•За 40 лет эта цифра перевалила за 8,5 миллиарда, оказавшись сопоставимой с населением планеты.
«На страже»